Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Директор гимназии
Баланчук Ольга Васильевна

Телефон:
8 (3522) 45-85-21, 45-74-61

График работы

ПН-ПТ: с 8-30 до 16-00;
СБ: с 8-30 до 13-00;
ВС: выходной
Наш учредитель
Управление образования Департамента социальной политики Администрации города Кургана

Начальник Управления Паскевич Ирина Владимировна

Адрес: г. Курган, ул. Куйбышева, 111
Телефон для консультаций:
8 (3522) тел. 42-88-85 310
График работы:
ПН-ПТ: 8.30 - 17.30
Обеденный перерыв: с 12.00 до 13.00
СБ-ВС: выходной
Газета БумеRанг
Архив записей
«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наши друзья
КЭС-БАСКЕТ

ГТО

17:21
ВПР по РЯ 7 классы 8-14 варианты
Фамилия, имя, класс ___________________________________
Вариант 8
1.  Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Река шла пр..чудливыми и..гибами. Над бегущ..й водой беспр..рывно перел..тали с берега на берег св..ркающие стрекозы а в выш..не (не)подвижн..(2) парили огромные ястр..бы. Песчаные косы перемытые реч..ной водой и перевея(н/нн)ые ветром пор..сли цв..тами. С..сновые сухие леса по берегам перемеш..вались с в..ковыми дубовыми рощами с зар..слями ивы и ольхи. К..рабельные сосны повале(н/нн)ые ветром л..жали через реку над пр..зрачной водой, как(будто) медные литые м..сты. Лес т..нулся почти на двести к..лометров, и (не)было поблизости (н..)какого ж..лья.
Уд..вительнее всего в этих м..стах был воздух. В нём была полная и соверше(н/нн)ая ч..стота(4). Эта ч..стота пр..давала особую резк..сть всему что было окруже(нн/н)о(3) этим воздухом. Каждая сухая ветка с..сны была видна среди тёмной хвои очень д..леко. (110 слов, по К. Паустовскому)

2.  Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

3.  Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (В)вид.. этом много ярких красок.
2) (В)род.. бояр Старицких были выходцы и из других фамилий.
3) С грустью он посмотрел (в)след поезду.
4) Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак за то, что он (в)продолжени.. часа таскал за ней по базару эту корзину.

4.  Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Что(бы) встретить приезжающих, мы приехали на вокзал заблаговременно.
2) Девушка прекрасно учится, (по)тому что усердно занимается.
3) Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так(же)закрываются к вечеру.
4) Что(бы) мне вам рассказать?

5.  Поставьте знак ударения в следующих словах:
 
Добыча, начатый, прибыл, красивее.

6.  Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Выступая перед публикой, его мучила стеснительность.
2) Вопреки старания Рита допустила ошибку.
3) Руководитель действовал согласно инструкции.
4) В течении реки плескалось много рыбы.

7.  Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ветка покачавшись замерла.
2) Не сводя зачарованных глаз с Дика он резво сбежал с крыльца и очутился возле отпрянувшего назад огромного пса.
3) Крики отдавались в мирно спавших заводях реки.
4) Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня.

8.  Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мы шли по тропинке пересекавшей поле.
2) Поравнявшись с толпой всадник остановился спрыгнул с лошади.
3) Листва берёз висит не шелохнувшись.
4) Щенок выскочил на улицу приветливо помахивая хвостиком но испугавшись нас спрятался под крыльцо.

9.  Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Девочка в красном пальтишке, в меховых башмаках, в пуховой шапочке кормила голубей из кулька.
(2)И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя друг дружку, оттирая боком. (3)Девочка смеялась, сыпала крупу с крошками и все повторяла: «У, какие! У, какие!..»
(4)А на скамейке сидел ее отец, курил, жмурился от несильного, но уже пригревающего солнца и поощрял девочку, хвалил ее за усердие.
(5)А ночью он сгреб лопатой мертвых голубей в кузов машины, и когда нагреб их полный кузов, отвез на свалку и сжег там. (6)Вернулся он домой наутро», осторожно прошел мимо кровати дочки, которая глубоко спала. (7)Руки ее были хорошо, с мылом отмыты, и девочка сладко причмокивала губами, даже чему-то улыбалась.
(8)И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как «несмышленая» девочка кормила голубей отравленной пищей, полученной им в санэпидстанции, потому что голуби стали болеть, могли заразить людей и животных, и нужно было их истребить, то вспомнил, как в другом месте, другие «борцы» за здоровье людей, обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща. (9)Но клеща в эту пору не убить...
(10)А птицы там было, птицы! (11)Уже отравленная, но все еще живая, способная двигаться, птица — глухари, тетерева, рябчики вылетали на восходе солнца, грелись и падали замертво на узкую, тропинку, … когда я шел весной по этой тропе, под ногами у меня хрустели птичьи скелеты…
(12)Но я шел, шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким-то полузабытым отрывком из старой молитвы, себя, детей своих, всех людей, таких беззаботных и жестоких: «Боже, милосердия ми воздаждь... и милосердия ми воздаждь... и милосердия...» (255 слов, по В. Астафьеву)

10.  Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3. Запишите ответ.

11. Почему рассказчик решил помолиться за всех людей, идя по птичьему «кладбищу»? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12.  Определите и запишите лексическое значение слова «(из) кулька» из предложения 1. Кулёк — ...

13.  Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5-6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14.  Объясните значение пословицы «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», запишите Ваше объяснение.

Фамилия, имя, класс ___________________________________
Вариант 9
1.  Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Серёжа ш..л по заброше(н,нн)ой дорог.. . (В)доль неё р..сли гр..мадные б..рёзы, и было им лет по двести. (Не)которые б..рёзы были такие ра(з/с)кидистые, что под тен..ю иного дер..ва могло укрыт..ся стадо коро(в/ф). Ближе к з..мле к..ра на дерев..ях была совсем ч..рной, (з/с)пёкш..йся от врем..ни. Многие дерев..я от старост.. были дуплист..ми. Заветные дупла Серёжа знал (на)перечёт.(4) (За)то (на)верху б..рёзы были (снежно)белыми. Там, у самого неба, они (по)м..лодому(2) уб..рались зел..нью, и их пл..кучие ветви ра(з/с)точали зап..х свеж..го листа.
(В)скор.. мальч..к вош..л в с..сновый бор и тогда см..листый жар о(б/п)дал его. Г..лова кружилась. Ему х..телось (без)огля(д/т)ки идти по этому светл..му бору осв..щё(н,нн)ому(3) со..нцем. От ж..ры млели дерев..я и задрём..вая что(то) ш..птали (в)полголоса.

2.  Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

3.  Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки.
2) А как (на)счёт учёбы?
3) (В)продолжени.. всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам.
4) Вопрос заключается (в)отношени.. к происходящему.

4.  Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Он зашёл ко мне, что(бы) обсудить новую книгу.
2) Солнце зашло за(то) облако.
3) Я так(же), как и вы, играю в теннис.
4) Мне эта книга то(же) понравилась.

5.  Поставьте знак ударения в следующих словах.
 
Банты, бухгалтеров, воспринять, добыча.

6.  Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) По окончанию курсов информатики я получил удостоверение.
2) Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
3) По завершении контрольной учитель собрал тетради.
4) Согласно этикетке это платье нельзя стирать в горячей воде.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дарья и Варвара забыв про самовар обсуждали последние новости.
2) У крыльца стояла белая лошадь запряжённая в коляску.
3) Глядевшая на дорогу хозяйка гостиницы радостно улыбалась.
4) Скомканный в руке платок он спрятал в карман.

8.  Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Заливисто пели звонки непривычно звучавшие в пустых коридорах школы.
2) Издав звучную трель школьный звонок неожиданно замолчал.
3) В школьных коридорах смолкли обычно заливисто звеневшие звонки.
4) Ребята вы можете дописать вашу работу не обращая внимания на звонок.

9.  Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Это было в годы войны. (2)Корреспондент «Правды» Борис Полевой прибыл в истребительный полк, чтобы написать о подвигах лётчиков-гвардейцев. (3)Там он встретился с командиром третьей эскадрильи Алексеем Маресьевым. (4)Лётчик только что вернулся с боевого задания, устал, и Полевой отложил разговор с ним на утро.
(5)Они пришли в землянку. (6)Ели лесную малину, слушали звон кузнечиков в овраге. (7)А потом лётчик вышел наружу, умылся перед сном. (8)«Он вернулся, весёлый, свежий, с каплями воды на бровях и волосах, притушил фитиль в лампе и стал раздеваться. (9)Что-то тяжёлое грохнуло об пол. (10)Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. (11)Он оставил на полу свои ноги. (12)Безногий лётчик! (13)Лётчик-истребитель! (14)Лётчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолёта!»
(15)Они проговорили до рассвета. (16)Судьба Алексея Маресьева оказалась необычной и героической. (17)Борис Полевой не заметил, как исписал, слушая рассказ лётчика, две тетрадки.
(18)Потом они надолго расстались. (19)Пришла Победа. (20)В Нюрнберге преступников, развязавших вторую мировую войну, судил Международный трибунал. (21)Слушая показания одного из главарей гитлеровской Германии, Полевой вспомнил Маресьева. (22)Благодаря таким героям и беззаветному мужеству всего народа был сокрушён фашизм. (23)И прямо там, в Нюрнберге, Борис Полевой достал свои тетрадки и начал писать об Алексее Маресьеве повесть. (24)Назвал он её «Повесть о настоящем человеке». (201 слово)

10.  Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3. Запишите ответ.

11.  Почему, на Ваш взгляд, именно в Нюрнберге, Борис Полевой вспомнил об Алексее Маресьеве? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12.  Определите и запишите лексическое значение слова «трибунал» из предложения 20. Трибунал — ...

13.  Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7-8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14.  Объясните значение пословицы «При солнышке тепло, при матери добро», запишите Ваше объяснение.

Фамилия, имя, класс ___________________________________
Вариант 10
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Тих и ласко.. теплый летний вечер. Ни утомительного зноя ни духоты в спокойном воздухе. (Ни)что (не)наруша..т спокойствия вечера. (Из)редк..(2) ле..кий ветерок прошумит над землей пове..т в лицо неожида(н/нн)ой прохладой. Тогда поднима..тся (не)ясный шелест в л..стве деревьев(4). Накл..нившись(3) друг к другу о чём(то) (не)ведомом зашепч..т они между собой и снова затихн..т.
Куда ни кин..шь взор всё радос..но встреча..т вечернюю прохладу. Еще (не)спустились на землю сум..рки а в небе уже одна за другой (не)заметн.. появляются бледные звезды ещё (не)успевшие разг..реться. Как хорош этот прекрасный вечер!
Вскоре сумерки становятся как(то) гуще заметнее. На темном небе (не)прерывн.. начинают в(з/с)пыхивать новые звезды м..нящие к себе. Как хотелось бы полететь к звездам! Смотр..шь на них и мечта..шь о том чудесном времени когда весь звез..ный мир будет осво..н человеком. (122 слова)

2.  Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

3.  Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (В)следстви.. непогоды концерт отменили.
2) (На)встречу Маше выбежал симпатичный щенок.
3) (В)продолжени.. книги мы узнали о судьбе главного героя.
4) Актёр произносил свой монолог, (не)смотря в зрительный зал.

4.  Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Не за(то) волка бьют, что сер.
2) Я пришёл, что(бы) рассказать правду.
3) Я то(же) верю в чудеса.
4) Ребята разошлись так(же) быстро, как и собрались.

5. 
Поставьте знак ударения в следующих словах.
 
Поднятый, балуясь, движимый, красивее.

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) По приезде на дачу я обязательно прочитаю вашу книгу.
2) Эту задачу надо решить в наиболее кратчайшие сроки.
3) Выбирая тему для разговора, я мечтал о долгой беседе с братом.
4) Приезжая в гости к другу, у меня всякий раз был важный повод для встречи.

7.  Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Перед нами расстилалось море убаюкивающее плеском своих волн.
2) На белом снегу краснеют расклёванные птицами ягоды.
3) Пошумев река успокоилась вновь легла в берега.
4) Я пошёл тихо и часто оглядывался ожидая что Валёк меня догонит.

8.  Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вдруг послышался сильнейший раскат грома а затем звук напоминающий шипение змеи.
2) Не отрывая глаз Яша смотрел на зарю.
3) То он задавался вопросом почему птицы так красиво летают то его волновал вопрос о происхождении Солнца то задумывался о дальних странах мечтая путешествовать.
4) Они приехали не предупредив.

9.  Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1) Еще первобытные люди приковывали свои взгляды к ночному небу, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. (2)Некоторые думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле.
(3) Космос — самая обсуждаемая и, вместе с этим, самая загадочная тема на всей планете Земля. (4) С одной стороны человечество уже много знает о нём, с другой — мы знаем мизерный процент от того, что на самом деле происходит во Вселенной.
(5) Как правило, интересные факты о космосе всегда находятся в центре внимания, привлекая к себе любознаек во всем мире. (6) Загадки и тайны Вселенной не оставляют равнодушным практически никого из нас. (7) Существуют ли внеземные цивилизации? (8)Сколько времени необходимо затратить, чтобы добраться до ближайшей галактики? (9)Почему сверкают звезды разными цветами? (10)Загадки Вселенной, теория большого взрыва, существование внеземного разума — все это представляет интерес не только для специалистов, исследующих космическое пространство. Космос продолжает манить нас своей непостижимостью. (168 слов, по материалам Интернета)

10.  Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8. Запишите ответ.

11.  Почему космос — одна из самых обсуждаемых тем? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12.  Определите и запишите лексическое значение слова «обитают» из предложения 2. Обитают — ...

13.  Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5-6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14.  Объясните значение пословицы «Без муки нет науки», запишите Ваше объяснение.

Фамилия, имя, класс ___________________________________
Вариант 11
1.  Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Ветер стих ч..рные тучи ни(с/з)ко нависли над местом сражения сл..ваясь на г..ризонте с пороховым дымом. С..новилось темно, и тем яснее(3) обозначалось в двух местах зарево пожаров. К(а/о)нонада стала слабее но трескотня ружей (с)зади и (с)права слыш..лась ещё чаще и ближе.
Засв..тились огни и слышнее стал говор. К..питан Тушин ра(з/с)порядившись по роте послал одного из солдат от(и/ы)скивать перевязоч..ный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня ра(с/з)ложе(н/нн)ого на дороге солдатами.
Ростов перетащился тоже к огню. Л..хорадочная дрож.. от боли холода и сырости тр..сла всё его тело(4). Сон (не)пр..одолимо кл..нил его но он (не)мог заснуть от мучительной боли. Он то закрывал глаза, то в(с/з)гляд..вал на огонь казавшийся(2) ему (горячо)красным. (109 слов, по Л. Н. Толстому)

2.  Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

3.  Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (В)заключени.. экспертизы не были записаны выводы.
2) Для ловли бабочек нужно что-то (на)подоби.. сачка.
3) Я всё-таки надеюсь (на)встречу с ней.
4) (Не)смотря на общее одобрение, он не был доволен докладом.

4.  Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Так(же) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой.
2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
3) От(чего) вы отказываетесь: от прогулки в лесу или от купания в реке?
4) Рисовать я не умею, (за)то леплю из глины неплохо.

5.  Поставьте знак ударения в следующих словах.
 
Досуха, километр, переведена, начатый.

6.  Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Напоив лошадей, мы двинулись в путь.
2) Я старался увидеть что-нибудь наподобие летающей тарелки, но безуспешно.
3) Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
4) Стоя у дверей, мне был ясно слышен их разговор.

7.  Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Круглые глаза птицы не мигая смотрели на вечернее солнце.
2) Скоро забрезжило заросшее камышом озеро окружённое глухим лесом.
3) Послышался гудок и замедляя ход к станции подошёл поезд.
4) Она собирала листы разложенные в строгом порядке на рабочем столе и рассказывала о великолепно проведённых каникулах.

8.  Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Собака впервые увидевшая снег радовалась не меньше ребёнка барахтаясь и резвясь зарываясь с сугроб с головой.
2) Брат почистил ананас принесённый вчера мамой.
3) Луна заглядывая в окно словно манила к себе словно спрашивая не хотим ли мы отправиться к далёким неизведанным мирам.
4) Выскочив из зарослей пушистенький зверёк скакал настолько быстро что я догнать не смог.

9.  Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Ольга Семёновна держала в руках объёмистый том в переплёте из толстого картона, оклеенного плотной бумагой, с добротным кожаным корешком. (2)Я хорошо знал эту книгу. (3)Откроешь её, а там гравюра, на которой изображён автор. (4)Высокий старик в мягкой шляпе, в длинной куртке, перехваченной специальной сумкой для ружейных патронов. (5)В руке у охотника двуствольное ружье, у ног пристроилась любимая собака по кличке Дианка — это я знал.
— (6)Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? — громко и медленно диктовала учительница. — (7)Зелёной чертой ложится след ваших ног на росистой, побелевшей траве. (8)Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи; воздух весь напоён свежей горечью полыни, мёдом гречихи и «кашки»...
(9)Мы писали под диктовку, думая лишь об одном: не допустить ошибку. (10)Нам ещё не дано было понять всю прелесть этих пахучих строк. (11)Мы ещё не могли оценить, как точно сказано о росистой траве — побелевшая — или о полынной горечи — свежая. (12)Такое понятие, как эпитет, мы пока что не проходили. (13)Если уж говорить честно, читая книги, мы увлекались действием, а описания природы безжалостно пропускали — такой возраст. (14)И всё же, спроси Ольга Семёновна любого из нас, кто написал эти строки, мы бы ответили безошибочно: «Тургенев».
(15)Выводя в тетради тургеневские фразы, мы уже интуитивно ощущали этот стиль, эти краски, эту неповторимую интонацию рассказчика. (16)Должно быть, учительница сумела привить нам, пусть пока ещё не осмысленный, вкус к чистому и звучному языку. (17)Сделала она это невзначай, впрок, потому что стремилась преподать нам то, что составляло самую суть охотничьих записей Тургенева. (18)И они вошли в наше сознание. (19)Не только тонкость тургеневских описаний, но и боль человеческая, проступавшая сквозь акварельные строки, находила отзыв в наших ещё незрелых, но предельно восприимчивых душах. (По Я. Хелемскому)

10.  Определите, какой тип речи представлен в предложениях 15–18 текста. Запишите ответ.

11.  Была ли понятна школьникам красота тургеневских описаний? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12.  Определите и запишите лексическое значение слова «эпитет» из предложения 12. Эпитет — ...

13.  Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 5, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

14.  Объясните значение пословицы «Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно», запишите Ваше объяснение.

Фамилия, имя, класс ___________________________________
Вариант 12
1.  Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Обо(с/з) распол..жился в стороне от деревн.. около реки. Солнце жгло (по)вчерашнему воздух был (не)подвижен и уныл. От жары было (н..)куда дет..ся. На берегу стояло несколько вер(б/п). Но тень от них бе(с/з)полезно падала в воду. Вода в реке голубеющая от отр.жающ..гося в ней неба страс..но м..нила к себе.
Дымов и Кирюша быстро ра..делись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая(3) реч..ка огл..силась фыркан..ем плеском криком. Егорушка разделся. Ра(с/з)б..жавшись он прыгнул с выш..ны в речку. Описав в воздухе дугу Егорушка глуб..ко погрузился(4). Но дна (не)достал. Какая(то) сила по(д/т)хв..тила его и пон..сла обратно (на)верх. Он вын..рнул фыркая пуская(2) пузыри. Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около к..мышовых корен..ев.
 (109 слов, по А.П. Чехову)

2.  Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

3.  Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (По)окончани.. спектакля зрители долго рукоплескали артистам.
2) Никто не позволит вам вмешиваться (в)следстви..
3) (В)отличи.. от Артёма Николай совсем не волновался.
4) Всё познаётся (в)сравнени..

4.  Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Я зашёл, что(бы) обсудить важную проблему.
2) Света выучила то(же) стихотворение, что и Максим.
3) Встретиться им так и не удалось, (за)то они часто перезванивались.
4) Мы устали (и)так замёрзли, что решили вернуться домой.

5.  Поставьте знак ударения в следующих словах.
 
Водопровод, портфель, удобнее, донельзя.

6.  Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Наблюдая за успехами учеников, его охватывала гордость.
2) Благодаря терпения Максим справился с задачей.
3) Он всегда поступал наперекор советам.
4) Мама попросила узнать насчёт графика приёма в поликлинике.

7.  Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Песчаные косы перемытые речной водой и перевеянные ветром поросли цветами.
2) Между древесными стволами обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями кое-где проглядывают клочья голубого неба.
3) Из-под снега едва выглядывали крыши домов занесённых во время вчерашней метели.
4) Вода просочившись сквозь камень дала жизнь маленькому родничку.

8.  Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Если акула разгрызая что-то твердое поломает себе зуб вместо сломанного у нее вырастает новый.
2) Элли нашла в домике кусок хлеба и съела его на берегу ручья запивая прозрачной холодной водой.
3) Юные туристы отправляясь в путь помните что на тропе вас могут подстерегать змеи.
4) Аромат цветов победил мощного зверя и он спал широко раскинув лапы в последнем усилии достигнуть спасительного луга.

9.  Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Это было летом, а может весной, это могло случиться в любое время года.
(2)Однажды рано утром ласковый лучик солнышка заглянул в окошко к маленькому мальчику и нежно дотронулся до его личика. (3)«Просыпайся, малыш, — прошептал лучик, — посмотри в окошко». (4)Легко вскочив с кроватки, мальчик подбежал к окошку. (5)Яркое солнце ослепило мальчика. (6)Он зажмурился. (7)Немного подождав, он все же распахнул свои реснички и увидел, а может, это ему показалось, что все растения, деревья, цветы радуются встрече с ним. (8)«Я должен сделать что-то очень хорошее», — подумал мальчик и побежал на улицу. (8)Солнышко вновь ослепило мальчика. (9)Небо было синее и, казалось, полностью охватывало землю с ее бархатной травкой, деревьями и цветами. (10)Пели птички и их голоса были созвучны со звуками природы: шелест листьев, журчанье ручейка. (11)Во всем этом было что-то волшебное.
(12)И вдруг мальчик явно услышал, что кто-то ласково сказал: «Это твоя Родина, малыш, цветы, поля, леса и озера — это твоя Родина, земля, на которой живут люди и ты, малыш, — это твоя Родина». (13)Мальчик обернулся, перед ним стояла мама. (14)«Мама! — воскликнул мальчик удивленно. (15) И нежно к ней прикоснувшись, прошептал: «Ты тоже частичка моей Родины». (181 слово, О. Мальчикова)

10.  Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-11. Запишите ответ.

11.  Почему свою маму мальчик тоже считает частичкой Родины? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12.  Определите и запишите лексическое значение слова «распахнул» из предложения 7. Распахнул — ...

13.  Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14.  Объясните значение пословицы «Глаза страшатся, а руки делают», запишите Ваше объяснение.

Фамилия, имя, класс ___________________________________
Вариант 13
1.  Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
П..ляна была похожа на круглый стол покрытый травотканой золотой скатерт..ю. Ч..рные чайники пыхтевшие(2) и булькавшие от (не)терпения были ра(с/сс)тавле(н/нн)ы (по)середине(3). Тут зат..валось грандиозное ча..питие!(4)
Чайники булькали и клок..тали. Из ч..рных носиков с ш..пением вырывался пар. Их так изнутри расп..рало что они даже по(д/т)скакивали! И дребе..жали...
До чего же и в самом деле косачи на току похожи на ш..пящие чайники! На ш..пящие, булькающие, закопчё(н/нн)ые до блеска охотнич..и чайники. Шейки-носики задра(н/нн)ы вверх, и косицы хвоста изогнуты руч...кой. Вспыхивают раск..лё(н/нн)ые угли красных бровей. И из носика вырыва..тся пар! И так друг на друга накид..ваются что только брызги л..тят!
Вы, любящие поспать, когда стан..те утром разл..вать чай, присмотритесь к своим ч..рным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей который вы так беспеч..но пр..спали. (118 слов)

2.  Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

3.  Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (По)мимо общеобразовательной школы, он учился в музыкальной.
2) (В)вид.. опоздания поезда стоянка будет сокращена.
3) Он верил (в)силу искусства.
4) Уставные документы приведены (в)соответстви..

4.  Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Я так(же) был в недоумении, как и все остальные.
2) Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же).
3) (И)так, сделаем выводы.
4) Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, (за)то на земле во многих местах намело большие сугробы.

5.  Поставьте знак ударения в следующих словах.
 
Искоса, мышление, ракушка, одолжить.

6.  Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний.
2) Заваривая чай, у него упала чашка.
3) Согласно правилу деепричастия выделяются запятыми.
4) По окончании встречи собеседники пожали друг другу руки.

7.  Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Белеющие вершины гор кажутся серебряными.
2) Желтея вдали колышется поспевающая рожь.
3) Близость полюса давала о себе знать холодным резким ветром встречающимися льдинами.
4) Но что же возвратясь он видит?

8.  Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Корабельные сосны поваленные ветром лежали через реку над прозрачной водой как будто медные литые мосты.
2) Они ползли медленно грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта.
3) Увидев это представление ребята долго делились впечатлениями.
4) Поезд прошумел через разъезд не сбавляя скорости мимо семафоров и полдюжины домиков неловко прилепившихся почти к самой линии.

9.  Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Изыскания археологов показывают, что первый хлеб был из желудей. (2)Вымоченные, высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой и были приготовлены первые лепешки и каша.
(3)Свыше десяти тысяч лет назад человек жил в пещерах, его единственным оружием был отточенный камень. (4)Уже тогда наши дикие предки начали употреблять в пищу пшеницу.
(5)Свежие зерна пшеницы можно было есть, но сухие были слишком тверды. (6)Попробовали разбивать их камнем и, смешивая с водою, стали есть кашу, вначале сырую, потом вареную. (7)Затем растирали зерна и получали муку. (8)Мука, смешанная с водою, превращалась в клейкое тесто, но есть это тесто сырым было неприятно. (8)Вероятно, вначале кусочки теста варили, как мы теперь варим клецки или лапшу. (9)Из теста пекли на горячих камнях лепешки, но они получались твердые или вязкие. (10)Только тесто, намазанное тонким слоем, давало хрустящие съедобные лепешки.
(11)Таким хлеб был до тех пор, пока в тесто случайно не попали дрожжи. (12)Велико было удивление и, вероятнее всего, ужас человека, увидевшего, как тесто, забытое в горшке, стало подниматься, пузыриться и «дышать», будто живое. (13)Брошенное в огонь, такое тесто испекалось в виде пышной, мягкой, слегка кисловатой лепешки. (14)Это было чудесное открытие.
(15)Дело в том, что дрожжевые грибки поглощают сахар, содержащийся в тесте, образуя при этом спирт и углекислый газ. (16)Углекислый газ заполняет в тесте пузырьки, тесто от этого поднимается, становится рыхлым. (17)В печи пузырчатое тесто охватывается жаром, тонкие пленочки его вокруг пузырьков высыхают, и получается мягкий хлеб.
(18)В хлебе есть все необходимые для питания человека вещества: белки, крахмал, жиры. (По Н. Верзилину)

10.  Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-7. Запишите ответ.

11.  После чего хлеб стал получаться мягким? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12.  Определите и запишите лексическое значение слова «съедобные» из предложения 10. Съедобные — ...

13.  Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 2, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14.  Объясните значение пословицы «Уговор дороже денег», запишите Ваше объяснение.

Фамилия, имя, класс ___________________________________
Вариант 14
1.  Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Толя см..трел в оз..ро. (От)туда в пляш..щем свет.. факела подн..мались пузыр..ки. Они были похожи на ж..мчужины. Прозрач..ные ж..мчужины словно наниза(н,нн)ые(3) на нить увелич..вались а потом бе(з/с)звучно проп..дали. Пузыр..ки всё шли один за другим и к..чались на (не)существу..щей изогнутой п..утин.. . Мальч..к (не)св..дил с них глаз. Он ож..дал что (в)след за ними выплыв..т что(нибудь) особе(н,нн)ое. Или они отв..рдеют станут жемчугом (не)вида(н,нн)ой нежност.. .
Толя попрыгал (в)течени.. м..нуты вытрях..вая воду из ушей. Постепе(н,нн)о всё кругом наполн..лось звуками потрескиванием факела словами пр..ятеля булькан..ем пузыр..ков. Пузыр..ки снов..(2) т..нулись из (з..леновато)тёмной глубины и покач..вались на нит.. .(4) Толя зах..тел эту нить жемчуга под..рить маме. Они обл..гали бы её заг..рел..ю шею. Мама стала бы ещё кр..сивее!

2.  Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

3.  Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (На)счет меня не беспокойся.
2) (В)следстви.. болезни возникли осложнения.
3) (В)заключени.. по делу было много неясного.
4) (Не)смотря по сторонам, он бежал что есть мочи.

4.  Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Мересьев взглянул на компас, что(бы) передохнуть.
2) Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел.
3) (И)так, контрольная подходит к концу.
4) Я учусь так(же), как он.

5.  Поставьте знак ударения в следующих словах.
 
Поняла, гнала, арбуз, исподволь.

6.  Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Объятия навстречу солнцу распахни.
2) Согласно режима работы контора закроется в семнадцать часов.
3) Работая над докладом, вас ничто не должно отвлекать.
4) В заключение хотелось бы поблагодарить слушателей.

7.  Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Пытаясь перещеголять друг друга в смелости мы переплыли реку преодолевая течение.
2) Мы улеглись на траву утомлённые заплывом и стали болтать о пустяках.
3) Мы с приятелем часто играли в теннис вошедший тогда в моду.
4) Любимое мною издание романов Майна Рида находится на верхней полке.

8.  Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Отремонтированная к новому учебному году школа еще пахла краской.
2) Прыгая на одной ноге Маша достигла края дорожки а затем и благополучно пересекла и её.
3) Заснув под монотонное бормотание бабушки ребенок уже не просыпался до утра.
4) Поприветствовав всех гостей мама и бросилась обнимать сестру.

9.  Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1) Исполинские горы крепко запрятали нас от мира... (2) Иду осторожно. (3) Жмусь к стене. (4) Висну над сильно скошенным карнизом. (5) В самом узком месте опасность слишком близка.
(6) Кучум (собака) идёт легко, ни разу не натянул поводок.
(7) И вдруг... (8)Выступ отламывается, вместе с ним падает вниз головою Трофим. (9)Бросаюсь на помощь. (10) Ловлю его за ногу, но удержать почти на весу не хватает сил. (11) Под ногами тает опора, и мы оба начинаем сползать к краю отвесного карниза... (12) Но в последний момент, когда нас уже готова была поглотить пропасть, меня что-то сильно потянуло назад, и этого оказалось достаточно, чтобы восстановить равновесие, Трофим успевает схватиться рукою за выступ.
(13) Расклиниваю ноги, прижимаюсь спиной к скале. (14) Трофим всё ещё виснет над провалом. (15)Только теперь вспоминаю про Кучума, привязанного своркой к моему поясу. (16)Собака, упершись лапами в камень и скрючив от натуги спину, всё ещё удерживается на поводке, хотя в этом уже нет надобности. (17)Верный мой Кучум! (18) Это он спас нас от гибели. (19)Удивительно, как не лопнул ремешок, соединяющий наши жизни!..
(20)Наконец-то мне удаётся оттащить Трофима от опасного места. (21)…Сразу трудно разобраться в том, что мы пережили за какую-нибудь минуту, а то и меньше. (Г. А. Федосеев)

10.  Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-12. Запишите ответ.

11.  Как собаке удалось спасти хозяина от гибели? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12.  Определите и запишите лексическое значение слова «исполинские» из предложения 1. Исполинские — ...

13.  Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14.  Объясните значение пословицы «Вся семья вместе, так и душа на месте», запишите Ваше объяснение.
Категория: Кабыш В.И. | Просмотров: 113 | Добавил: kabysh47
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши контакты
Корпус А
640001, г. Курган,  ул. Зорге, д.37

Телефон:
8 (3522) 45-85-21, 45-74-61

Факс:
8 (3522) 45-74-61

Корпус Б
ул. Мяготина, д.67

Телефон:
8 (3522) 45-53-67, 44-72-17

Корпус В
ул. Станционная, д. 6

Телефон:
8 (3522) 45-50-85, 45-64-36

E-mail:
lingschool.47kgn@mail.ru
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Цифровая среда

Почта ling47.ru


Статистика сайта

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Поиск на сайте
Школьная жизнь
Телефон доверия

Внимание, дети!

Официально

Госуслуги

МБОУ города Кургана "Гимназия 47"