Меню сайта
Директор гимназии
Баланчук Ольга Васильевна

Телефон:
8 (3522) 45-85-21, 45-74-61

График работы

ПН-ПТ: с 8-30 до 16-00;
СБ: с 8-30 до 13-00;
ВС: выходной
Наш учредитель
Управление образования Департамента социальной политики Администрации города Кургана

Начальник Управления Паскевич Ирина Владимировна

Адрес: г. Курган, ул. Куйбышева, 111
Телефон для консультаций:
8 (3522) тел. 42-88-85 310
График работы:
ПН-ПТ: 8.30 - 17.30
Обеденный перерыв: с 12.00 до 13.00
СБ-ВС: выходной
Газета БумеRанг
Архив записей
Наши друзья
КЭС-БАСКЕТ

ГТО

13:28
20.11 9 Б Литература
Здравствуйте!

Тема урока: А. С. Пушкин. «К Чаадаеву». «К морю». «Анчар».

Видео по теме урока: https://www.youtube.com/watch?v=-qMjw-Bg04A

Петербург (1817-1820). Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты прочили Пушкину поэтическую славу. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин, не обременяла его. Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим спорам, дружеским встречам. Круг его знакомых расширился. Он сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи.
Одна из важнейших тем лирики Пушкина — тема свободы. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – это основа дружбы и условие творчества. Слово «свобода» и близкие ему по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» — ключевые слова пушкинского словаря.
Вольнолюбие с особой силой проявилось в петербургский период в стихотворении «К Чаадаеву» (1818), которое написано в жанре дружеского послания, но вместе с тем наполнено глубоким общественным содержанием. Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794–1856), одному из близких друзей Пушкина ещё с лицейских лет. Юный поэт видел в старшем друге человека, умудрённого жизненным опытом, наделённого острым и порой саркастическим умом, а главное — свободолюбивыми идеалами.
Главная идея стихотворения – призыв к единомышленникам обратиться к гражданским проблемам. Частные интересы человека («любовь, надежда, тихая слава») уступают место свободолюбию. Впервые в этом стихотворении появляется чисто пушкинское соединение гражданской лирики с любовной или дружеской, тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские устремления так же естественны и присущи человеку, как чувство любви. Из личного послания стихотворение «К Чаадаеву» превратилось в гражданское обращение ко всему поколению. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках.
Появились и другие произведения свободолюбивого характера («Вольность», «Деревня»). Эти стихотворения были названы Александром І «возмутительными», за что поэт и был сослан в мае 1820 г. на юг Российской империи.

Южная ссылка (1820-1824). На юге Пушкин создал такие стихотворения как «Песнь о вещем Олеге», «Узник»; несколько романтических поэм — «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», работал над «Цыганами», которых закончил в Михайловском, начал писать роман в стихах «Евгений Онегин».

Михайловское (1824-1826). Вначале пушкинское творчество в Михайловском было проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 г. и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостен, душевно спокоен и сосредоточен. Немалая роль в духовном возрождении Пушкина принадлежала его друзьям — И.И. Пущину, посетившему поэта зимой 1825 г., А.А. Дельвигу, побывавшему у него в апреле. Но больше всего он обязан своему неустанному труду.
В Михайловском создано более 100 произведений, самые известные: «19 октября» (1825), «Зимний вечер», «Пророк», «И. И. Пущину», «Няне», «Зимняя дорога», «Я помню чудное мгновенье», «Борис Годунов». Написаны 3-6 главы «Евгения Онегина».
В Михайловском было закончено стихотворение «К морю» (1824), черновик которого поэт набросал в конце Южной ссылки. Это произведение стало последним в цикле романтических стихов поэта (вспоминаем, что такое романтизм, какими признаками отличается это литературное направление). Жанр стихотворения – элегия. В ее основе лежат чувства самого поэта. Центральный образ – это образ моря, который связан с романтической идеей безграничной свободы («свободная стихия»). Прощаясь с морем, поэт подчеркивает, что в чужом и враждебном мире оно оставалось для него единственным другом. Автор восхищается морской стихией, которая никому не подвластна. Созерцание морского величия наводит Пушкина на мысль о двух великих исторических личностях – Наполеоне и Байроне. Своим непокорным гражданским духом они в чем-то схожи и с морской стихией.
В стихотворении поэт прощается не только с морской стихией; закончился романтический период его творчества.

После ссылки (1826-1830). Последние дни в Михайловском Пушкин доживал с трудом. Ему было одиноко и душно в северном заточении. Там же он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге.
Все лето 1826 г. прошло в мучительных и тяжелых раздумьях. В начале сентября внезапно прибыл курьер и передал поэту приказ явиться в Москву.
О беседе Пушкина с Николаем I (произошла 8 сентября 1826 г.) известно немного. Но то, что дошло до нас, сводится к заключению устного соглашения между поэтом и царем. Пушкин обещал воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам. Николай I разрешил поэту жить в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Пушкин предполагал, что личная цензура царя откроет ему быстрый доступ к печати. Царю же, вступающему на престол, хотелось расположить к себе поэта и русское общество после жестокой расправы над декабристами. Возвращение Пушкина из ссылки общество сочло крупнейшим событием первых лет царствования нового царя, но надежда на перемену политических взглядов Пушкина не оправдалась: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом. Правда, некоторое время он был осторожнее, но взгляды свои не изменил.
«Анчар» (1828). В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, а сок его смертелен. В своём стихотворении Пушкин создаёт очень яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева, символизирующий абсолютное зло.
В «Анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Всё живое избегает прикосновения к анчару, он — «один во всей вселенной». Царь нарушает этот закон природы.
Стихотворение состоит из двух частей. В первой даётся описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие основного качества — губительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчёркивает его всевластие, безжалостность, во втором — покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть. Идейный смысл этого стихотворения — губительность неограниченной власти для общества. Последствия неограниченной власти ужасны, а смерть раба и гибель соседей трагичны и бессмысленны.

Задание (на 24.11):
Продолжить заполнение таблицы (записать в нужные строки названия произведений из текста урока и учебного фильма).
Учебник: с. 166-168; выразительное чтение стихотворения “Пророк”; 2 вопроса к стихотворению из разделов “Размышляем о прочитанном” и “Развиваем дар слова” (с. 168, устно).

Наизусть: стихотворения “К Чаадаеву”, “Анчар”, “В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…” ). Напоминаю про монолог Чацкого (любой, по выбору, наизусть!)
Категория: Удачина Л.А. | Просмотров: 57 | Добавил: Udachina_l
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши контакты
Корпус А
640001, г. Курган,  ул. Зорге, д.37

Телефон:
8 (3522) 45-85-21, 45-74-61

Факс:
8 (3522) 45-74-61

Корпус Б
ул. Мяготина, д.67

Телефон:
8 (3522) 45-53-67, 44-72-17

Корпус В
ул. Станционная, д. 6

Телефон:
8 (3522) 45-50-85, 45-64-36

E-mail:
lingschool.47kgn@mail.ru
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Цифровая среда

Почта ling47.ru


Статистика сайта

Онлайн всего: 137
Гостей: 132
Пользователей: 5
svsnegir, ustyugova, semen15426378, milka30, kabysh47
Поиск на сайте
Телефон доверия

Официально

Госуслуги

МБОУ города Кургана "Гимназия 47"