Меню сайта
Директор гимназии
Баланчук Ольга Васильевна

Телефон:
8 (3522) 45-85-21, 45-74-61

График работы

ПН-ПТ: с 8-30 до 16-00;
СБ: с 8-30 до 13-00;
ВС: выходной
Наш учредитель
Управление образования Департамента социальной политики Администрации города Кургана

Начальник Управления Паскевич Ирина Владимировна

Адрес: г. Курган, ул. Куйбышева, 111
Телефон для консультаций:
8 (3522) тел. 42-88-85 310
График работы:
ПН-ПТ: 8.30 - 17.30
Обеденный перерыв: с 12.00 до 13.00
СБ-ВС: выходной
Газета БумеRанг
Архив записей
«  Февраль 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Наши друзья
КЭС-БАСКЕТ

ГТО

08:32
литература 6б
25.02.
Тем: С.А.Есенин. В гостях у поэта.

Откуда берутся таланты?

От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…

Эти слова, принадлежащие В. М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют С. Есенина – человека и поэта.

Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда, Рязанской губернии. Этот день был отмечен историческим для России событием. 20-21 сентября 1895 года Рязань праздновала своё 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения.

Сергей Есенин прожил короткую жизнь, но в памяти и сознании народа жив и в свой 117-ый день рождения. Его поэзия стала неотъемлемой частью духовной культуры нации, произведения Есенина понятны любому читателю.

Стихи поэта входят в душу, сливаются с чувством любви к родине. Быть может именно это чувство нерасторжимой связи с родной землей и есть суть есенинского поэтического мира.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы всё знаем. И всё же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок.

Говорят, чтобы понять поэта, надо побывать на его родине. Наверное, каждый, кто знаком с творчеством С. А. Есенина мечтал своими глазами увидеть рязанские места на Оке, «страну березового ситца», воспетую поэтом. Посмотреть край, где «выткался на озере алый свет зари», где раскинул белоснежные ветви черемуховый сад, где ели, похожие на копья, упираются в небо, где над затоном, тростник жалобно плачет, словно сказочная царевна.

Давайте и мы отправимся на родину поэта, совершив заочное путешествие в село Константиново.

Старинное русское село Константиново, раскинувшееся вдоль холмистого правого берега Оки, насчитывало несколько сот дворов. Оно пролегло широкой, прямой улицей, которая тянулась на несколько километров, потому что к ней примыкали деревня Волохна и большое село Кузьминское. Дом Есениных находился в самом центре села Константиново.

Сестра поэта, Александра Есенина, вспоминала: « Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село». Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому памятнику архитектуры. В этой церкви иконы Казанской Божией Матери Есенин и был крещен и наречен Сергеем в честь Сергея Радонежского.

Семейная жизнь родителей Есенина по разным причинам не ладилась.

До девяти лет он «рос под призором бабки и деда», неграмотных и чересчур религиозных даже для того времени, не имевших и отдаленного понятия о бесценности поэтического дара. Им и во сне не снилось, что русоголовый их внучек может стать сочинителем, славой России.

В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства:

К теплому свету, на отчий порог,

Тянет меня мой задумчивый вздох.

Ждут на крылечке там бабка и дед

Резвого внука подсолнечных лет.

«Я рос,- вспоминал позже Есенин,- дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Еще большое значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них».

«Омут розовых туманов, «осеннее золото лип», « малиновое поле» Руси – всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал среди рязанского раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда, знатока житий святых и Евангелия и бабушки- песенницы. ( Чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная...»

Жизнь на селе начинается рано. Летом, задолго до восхода солнца, часа в два-три, в тишине слышится позвякивание ведер. Это бабы отправляются доить коров. Нужно выгнать в стадо овец, накормить свиней, принести воды, истопить печку. Да мало ли у бабы дел по хозяйству.

Истопив печку, будят всю семью завтракать, а позавтракав,

все отправляются на работу, в поле. Дома остаются только дряхлые старики да малые дети.

Мать поэта была женщиной необыкновенной. Душевная красота и светлый разум Татьяны Федоровны Есениной производили огромное впечатление на всех, с кем приходилось ей общаться.

Своей матери Есенин посвятил ряд стихотворений.
Татьяна Федоровна надолго пережила своего знаменитого сына (умерла в 1955году) После её смерти в доме Есениных размещалась сельская библиотека. Сейчас это дом – музей поэта.

Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь:

Над окошком месяц.

Под окошком ветер.

Облетевший тополь

Серебрист и светел.

Этот тополь – «старожил» здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. Ведь в приокских селах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто.

Сейчас уцелевший тополь обнесен оградой. Это живая память. О чем?

Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки. А на месте дома – пепелище. Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен.

Сколько нежных слов посвятил поэт зеленому другу в своих стихах. Удивительное стихотворение «Клен ты мой опавший…»
Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Теперь вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он и предложил сестрам посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкорчевывали горелые пни, копали лунки под саженцы. Посадили три черенка. И как водится, после дружной работы пили чай из самовара. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта. Шумит в листве ветер, живет тополь!

Новый дом был построен на месте сгоревшего уже после смерти поэта. В память о сыне родители поэта решили построить новый дом так, что бы он в точности был похож на старый.

Заглянем в этот дом. Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами - зеркало в черной рамке. В красном углу иконы. У окна - стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в маленькой вазочке, а на стене у стола - похвальный лист С. Есенина в связи с окончанием школы. Рядом - семейные фотографии.

Приезжая в родной дом, Есенин любил переставлять мебель по-своему. Стол, например, пододвигал ближе к окну, что возле красного угла, раскладывал «крылышки» стола для работы.

На столе всегда лежали книги, бумага, карандаши, стояла пепельница, очень часто появлялись букеты цветов. Вечерами уютно светила настольная лампа с зеленым абажуром.

На стене висят деревянные часы – необычные, затейливые, с резными башенками, черными фигурными стрелками, желтыми гирями и маятником. Когда стрелка приближалась к римским цифрам X и XII, раздавался хриплый бой. Об этом поэт вспомнит в стихах : « Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мне двенадцатый час!». Эти часы сбоку немного помяты: дети втихомолку от взрослых кололи о них орехи.

Все здесь хранит память о поэте. Стоит только не спеша пройтись по гулким комнатам, прислушаться, оглянуться – и снова зазвучат взволнованные строки:

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом!

Проводов голубая солома

Опрокинулась над окном.

Рядом с домом расположена изба-времянка, в которой жила семья после пожара. В есенинском саду сохранилось деревянное строение, служившее в хозяйстве амбаром, куда поэт в летнюю пору уходил спать и писать стихи.

По собственным словам, стихи он начал складывать рано, лет восьми-девяти. Друзья детства позже вспоминали, что это были строки о природе. Она в его стихах звенела голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьев, шумом дождей…
Перечитайте самостоятельно стихотворения поэта - «Береза», «Черемуха»

В сентябре 1904 года Есенин поступил в Константиновское земское училище. Обучение в училище было рассчитано на четыре года. Кроме чтения, письма, арифметики, русской истории и географии изучали религиозные предметы - священную историю, Евангелие и молитвенник. Училище было небольшое, всего четыре класса. Оно помещалось почти напротив дома Есениных.

В мае 1909 года Есенин с похвальным листом закончил учебу. Особенно гордился этой наградой отец Сергея, потому что похвальный лист редко кто имел в Константинове. По этому случаю он неожиданно приехал из Москвы и повесил похвальный лист своего сына в красивую рамку со стеклом. А. Н. Есенин был единственным в то время в селе отцом, который отправил своего сына после окончания училища не на заработки, а учиться.

Из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым. Жил в Москве, и в Петербурге, и за границей, а в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.

До последнего вздоха поэт любил свою малую родину, но с первых своих шагов принадлежал России вечной.

Есенинская Русь начинается от родительской избы, от обвитого крапивой плетня, от «капустных грядок». И вот уже песня уходит за околицу села, а дальше не видать конца и края.

Читать стихи Есенина –это значит каждый раз возвращаться в родные края, по только тебе известной тропинке спешить к порогу родного дома. Есенин учит нас беззаветной любви к Родине, любви, в которой нет громких слов.

Есенинская поэзия дышит запахом родных просторов. Это им сказано: «Нет поэта без родины». Он ею жил, для неё берег самые заветные слова, в служении ей он видел своё поэтическое и человеческое предназначение.

-А какого Есенина открыли вы для себя?

Итог урока.

Выделение особенностей лирике С. Есенина. (записать в тетради)

Внутренняя близость стихотворений к устному народному творчеству; лиризм, напевность.

Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой; чувство родства с окружающим миром.

Необычайная красота мира природы.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение С. А. Есенина (повторить, если уже готовы к прочтению; сделать иллюстрацию к стихотворению).
Дополнительный материал.
<АВТОБИОГРАФИЯ>
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости.
С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду, Я неу- мело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал:
“Эх, стерва! Ну куда ты годишься?” “Стерва” у него было слово ласкательное. После лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.
Средь мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: “Ты у меня, дура, его не трожь! Он так будет крепче”.
Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и, чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки: две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.
Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Категория: Чернышова А.А. | Просмотров: 48 | Добавил: Алла
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши контакты
Корпус А
640001, г. Курган,  ул. Зорге, д.37

Телефон:
8 (3522) 45-85-21, 45-74-61

Факс:
8 (3522) 45-74-61

Корпус Б
ул. Мяготина, д.67

Телефон:
8 (3522) 45-53-67, 44-72-17

Корпус В
ул. Станционная, д. 6

Телефон:
8 (3522) 45-50-85, 45-64-36

E-mail:
lingschool.47kgn@mail.ru
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Цифровая среда

Почта ling47.ru


Статистика сайта

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Поиск на сайте
Школьная жизнь
Телефон доверия

Официально

Госуслуги

МБОУ города Кургана "Гимназия 47"